Зеркальная болезнь у детей

Если ребенок пишет зеркально

Зеркальная болезнь у детей

Евгения Ларина
Если ребенок пишет зеркально

Зеркальное письмо букв и цифр – один из видов оптической дисграфии (нарушение письма, обусловленное несформированностью зрительно-пространственных функций).

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю – «смотрят» в правую сторону; 3, Л, У, Ч, Э, Я – в левую.

Зеркальное написание букв бывает свойственно переученным левшам. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. А также могут писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Это связано с недостаточной зрелостью межполушарного взаимодействия, недостаточной специализацией каждого полушария, а также недостаточно устоявшимся вектором восприятия (в русской культуре – слева направо).

Предпосылки «зеркального» письма можно выявить, когда ребенок еще не владеет грамотой. Нужно взять два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, сделал то же самое.

Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки.

Особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Решать проблему нужно именно в дошкольном возрасте, не дожидаясь появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их предупредить.

1.Развитие зрительной памяти:

А) «Что появилось в ряду»?

Ребёнок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на первой странице, назвать их, затем, перевернув страницу,ответить на вопрос: «Что появилось в ряду?»

Б) Рассмотрите вместе картинку, пусть ребёнок постарается запомнить все детали. Затем закройте книжку и задайте ребёнку вопросы по картинке,например: «Кто сидел за столом?», «Какого цвета была рубашка у ёжика?», «А у белочки?», «Что лежало под столом?», «Был ли на полу коврик?»

2. Развитие ориентировки в пространстве, в собственном теле и на листе бумаги.

Начинаем с различения правой и левой руки. Учим различать понятия «вверху» и «внизу». Затем учим ориентироваться в собственном теле, например, находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны.

Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева.

После этого ребенкузадаются вопросы о местонахождении различных предметов: Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?

Потом можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка, ручка слева от тетради и т. п.

И только после этого ребенок сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п.

3. Развитие мелкой моторики рук. Использование массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, заданий на дорисовывание частей предметов, узоров; работа с ножницами, пластилином, рисование акварелью, восковыми и школьными мелками, карандашами, фломастерами, пальчиковыми красками…

4. Учим сопровождать пальчиком по ходу написания буквы, строчки письма.

5. Написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево).

6.Мультисенсорный подход к изучению букв:

– Лепка букв, например, из солёного теста. Высота букв должна быть не меньше 5 см, а образец с буквами должен находиться перед глазами;

– Изображение букв с помощью всего тела;

– Письмо рукой огромных букв в воздухе;

– Развитие тактильных ощущений посредством дермалексий (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)

– Моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв.Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

7. Распознавание зашумленных (наложенных друг на друга, заштрихованных и т. п., недописанных, перевернутых букв.

8. Кинезиологические упражнения (смотрите следующую статью).

9. Письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки,например: Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена – «смотрит». Затем переходить к письму слогов, слов и предложений с этими буквами.

Необходимо выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

Перед глазами ребенка всегда должны быть плакаты с изображением букв алфавита.

В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо, так и за способом написания каждой буквы. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/esli-rebenok-pishet-zerkalno.html

Транспозиция или зеркальное расположение органов

Зеркальная болезнь у детей

Все мы знаем, что сердце у человека всегда расположено слева. Но так ли это на самом деле? Конечно же, почти всегда это именно так, однако существуют люди, сердце которых расположено… справа.

Зеркальное расположение органов является генетической аномалией и встречается довольно редко – примерно 1 случай на 10 тыс. человек. Однако это касается отдельных органов, полностью зеркальное расположение всех органов – явление куда более редкое.

Транспозиция органов (а именно там медицинским языком называется эта аномалия) впервые была описана более трехсот лет назад, но и к настоящему моменту ее причины остаются загадкой для специалистов.

Отчасти это связано с тем, что слишком немногие люди имеют такое аномальное строение организма, а отчасти с тем, что в большинстве случаев транспозиция никак не сказывается на здоровье человека и его жизнь никак от этого не страдает.

Впрочем, это вовсе не значит, что она полностью безопасна.

Транспозицию можно назвать редкой аномалией. По имеющейся информации, риск возникновения транспозиции у ребенка никак не зависит от его расы, пола, места рождения и национальности.

При этом следует помнить, что риски любых аномалий развития всегда выше в случае, если родители ребенка старше 30-ти лет.

Среди возможных причин неправильной закладки органов называют стрессы и заболевания во время беременности, употребление алкоголя и наркотических веществ, воздействие радиации и канцерогенов.

Несмотря на то, что зеркальное расположение органов обусловлено генетически, оно не носит наследственный характер – у людей с транспозицией, как правило, рождаются малыши с обычным расположением внутренних органов.

При данной патологии внутренние органы не просто меняются местами, они меняют свое месторасположение и форму зеркально. Транспозиция может сочетаться с пороками развития органов, смена месторасположения органа может быть неполной, в отдельных случаях некоторые органы могут отсутствовать.

В случаях, если транспозиция органов сочетается с пороками сердца или других органов, она диагностируется еще в родзале, первые недели жизни или при УЗИ во время беременности.

В тех же случаях, когда органы размещены зеркально и никаких патологий в строении самих органов нет, то диагностируется транспозиция органов обычно случайно, через некоторое время. Сегодня в Украине врачи направляют детей первого года жизни на УЗИ, если в поликлинике есть такая техническая возможности.

При попытке исследовать сердце или органы ЖКТ младенца врач сразу же обнаружит транспозицию. В других случаях она обнаруживается на приеме у кардиолога или при общем медицинском обследовании.

Известно немало случаев, когда люди доживали до взрослого возраста, не зная о своей особенности. Сегодня, с развитием медицины, такие случаи встречаются все реже – зеркальное расположение органов обычно выявляется довольно быстро.

Если никаких сопутствующих аномалий нет, и в целом ребенок развивается в рамках принятых медицинских норм, то никакого дополнительного ухода не требуется. При этом наибольшую опасность для таких детей и взрослых представляют критические ситуации.

Если врач не располагает информацией о транспозиции органов у пациента, то у него могут возникнуть затруднения с постановкой правильного диагноза или оказанием неотложной помощи при автокатастрофах и других травмах, когда пациент находится без сознания.

За рубежом люди с зеркальным расположением органов носят медицинские браслеты или медальоны, делают татуировки со своим диагнозом.

Это распространенная практика – такие же меры предпринимаются, если человек страдает сахарным диабетом, эпилепсией, аллергией на медпрепараты и другими хроническими заболеваниями.

Отметка об особом статусе ребенка обязательно должна быть в его медицинской карте и сам ребенок с сознательного возраста должен знать о своей особенности.

Несмотря на все это, само по себе зеркальное расположение органов не является показанием к хирургическому вмешательству – иными словами, органы не пытаются хирургически вернуть на «законные» места. Коррекции подвергаются только пороки органов, если таковые имеются.

Существуют и альтернативные, не вполне научные теории причин явления транспозиции органов. Некоторые исследователи предполагают, что так происходит при «поглощении» плода-близнеца на ранних сроках беременности.

Еще более невероятной и фантастической является версия о том, что люди с зеркальным расположением органов обладают сверхъестественными способностями.

К тому же, некоторые астрологи уверяют, что дети, зачатые под «парными» или «зеркальными» знаками, имеют больший риск родиться с зеркальным расположением органов. К «зеркальным» знакам относят такие знаки, как «рыбы», «близнецы» и «весы».

Не надоедаем! Только самое важное – подписывайся на наш Telegram-канал

Источник: https://www.obozrevatel.com/mamaclub/osobennye-deti/material/transpozitsiya_ili_zerkalnoe_raspolozhenie_organov-4664.html

Ребенок зеркалит буквы и цифры – причины почему дети пишут в зеркальном отражении некоторые знаки и символы

Зеркальная болезнь у детей

Написание букв и цифр слева направо считается нормой, но иногда дети отображают графические знаки в обратном или перевернутом направлении. Обычно этот феномен наблюдается в дошкольном возрасте.

Ребенок зеркалит буквы и цифры, потому что ему так удобно, причиной такого написания является восприятие зрительных и пространственных образов. В большинстве случаев подобное явление носит временный характер и не нуждается в коррекции.

Если зеркальное написание становится устойчивой привычкой, а специальные упражнения результатов не дают, справиться с проблемой помогают психологи, логопеды и неврологи.

Зеркальный почерк у детей, причины и предпосылки

Неправильное написание цифр и букв до школы допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7–8 лет — это уже отклонение, требующее коррекции. Чем старше дети, тем сложнее их переучить писать зеркально. Чтобы не возникало трудностей в школе, нарушение нужно устранить и сделать это необходимо до того, как малыш сядет за парту.

Склонность к зеркальному почерку внимательные родители замечают еще до школы. Нарушение выявляется при рисовании, когда малыши начинают изображать на листе кружочки, галочки, линии, зигзаги и т. д. Протестировать можно на палочках. Обычно они пишутся сверху вниз.

Если видите, что ваш сын или дочь делают это в обратном направлении, скорее всего, есть склонность к зеркальному почерку. Обратите внимание, как ребёнок ориентируется в пространстве и с какими трудностями сталкивается в незнакомой обстановке.

Ошибки при определении правой и левой руки, путаница в предлогах, неумение сравнивать форму и величину предметов — всё это предпосылки зеркального почерка.

Прежде чем приступать к коррекционным занятиям, важно выявить причину письменных искажений. Зеркальное написание букв и цифр детьми никак не связано с наследственностью. Это приобретённый навык, на формирование которого влияют разные факторы и обстоятельства. Выделим основные:

  • Специфические ошибки и свойственные зеркальному письму искажения отмечаются у родившихся с доминирующей левой рукой и у переученных левшей. Такие детки очень часто удивляют родителей. Они могут писать сверху вниз, зеркалят цифры и буквы, не делят слова и пишут в одну строчку.
  • Недоразвитость пространственно-временных представлений — еще одна причина зеркальных искажений при письме. Именно от этих представлений зависит грамотность и математические успехи в будущем. Если у дошкольника нарушено восприятие, ему трудно ориентироваться во времени и пространстве, сравнивать предметы, обозначать словами их месторасположение. В итоге плохо усваиваются различия похожих буквенных и цифровых знаков и появляется зеркальное отображение.

Особенность писать справа налево считается одним из проявлений оптической дискографии. Проще говоря, созданный в голове образ не ассоциируется со словом. Воспроизвести это слово ребёнку сложно, отсюда огромное количество искажений и ошибок в написании.

Причиной зеркального почерка может стать раннее обучение навыкам письма. Цифры и буквы начинают привлекать деток в 3–4 года. Сначала они их просто изучают и запоминают названия. Со временем пытаются найти знакомые знаки в текстах и пробуют воспроизводить самостоятельно.

Такая увлеченность и тяга к освоению нового радует большинство родителей, но не все знают, что в раннем возрасте детки воспринимают буквы и цифры как рисунок, а не как символ, и им все равно, в какую сторону будут повернуты знаки. Не спешите обучать грамотности и загружать малышей занятиями.

Отделы мозга, отвечающие за освоение письма, созревают к 7–8 годам. До этого возраста «незрелость» может стать причиной зеркального почерка.

Написание в зеркальном отражении может быть связано с неврологическими отклонениями: задержка речевого развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, эпилептический синдром и т. д. Коррекция в таких случаях бесполезна. Прежде чем учить писать правильно, ребёнка нужно вылечить. Только врач может выявить причины, прояснить ситуацию и сделать необходимые назначения.

Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции

Не паникуйте и не ограничивайте желание что-то писать, если увидели, что буквы или цифры получились корявыми. Дошколята только учатся стилю написания и осваивают умение двигать рукой в нужном направлении. Маленьким детям трудно выполнять сразу несколько задач, поэтому свои ошибки они могут просто не заметить.

Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире цифр и букв и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.

Начать необходимо с развития правильной ориентации в себе. Ребёнок должны четко усвоить где правая и левая рука, безошибочно находить правый глаз, левую ногу и т. д.

На следующем этапе усваиваются пространственные представления. Дети учатся определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.).

Постепенно задачу усложняют определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана).

Чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день.

Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным. Развесьте в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными и цифровыми знаками. Пусть малыш запоминает, как они выглядят. Со временем это вызовет желание отобразить их самостоятельно.

Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты.

Выстраивайте их из кубиков, лепите из пластилина и слоеного теста, конструируйте из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов.

Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.

Дети-левши первые в группе риска среди тех, кто имеет склонность зеркалить буквы и цифры. Если к 6 годам левая рука оказывается доминирующей, внимательно следите за поведением и пространственной ориентацией. Чтобы зеркальность написания не закрепилась, ребёнок еще до школы должен освоить основы расположения окружающих предметов.

Письменные упражнения

Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. Более результативной будет работа над ошибками по исправлению 1–2 буквы и цифры в день.

Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Выделим 3 группы:

  • Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.
  • Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) логопеды называют хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.
  • Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Пусть ребёнок расскажет из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево). Очень эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков. Во время занятий внимательно следите за процессом, указывайте на неправильные действия и сразу исправляйте ошибки.

С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку.

Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).

Убедившись, что ребёнок пишет правильно, продолжайте отслеживать его письменные работы. Привычка писать в зеркальном отражении может вернуться. Для профилактики проверяйте направление письма и своевременно исправляйте ошибки.

Выводы

В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит, нарушение приобретает устойчивый характер.

Закреплённый навык искажает мышление, что негативно сказывается на умственных способностях и успеваемости школьников. Помочь детям могут врачи и сами родители. Заметив отклонения, приступайте к коррекционным занятиям.

Если не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Главное, не оставлять ошибки в написании букв и цифр без внимания и надеяться, что с возрастом всё наладится.

Источник: https://razvivaem-rebenka.ru/prichiny-pochemu-rebenok-zerkalit-bukvy-i-cifry/

Ребенок зеркалит (пишет буквы в зеркальном отражении)

Зеркальная болезнь у детей

В своей работе столкнулась с тем, что дети 5-6 летнего возраста, научившись писать, зеркалят буквы и цифры – либо пишут с права на лево, либо буквы получаются у них в зеркальном отражении.

Почему так, и что с этим делать – частый вопрос от родителей, воспитателей и учителей младших классов. Пересмотрев горы литературы, понаблюдав за детьми, я сделала выводы, которыми поделюсь здесь.  В этой статье вы узнаете почему ребенок зеркалит и как этого избежать.

Для начала необходимо исключить такое серьезное нарушение, как дисграфия, или другие неврологические проблемы.

Если нет никаких отклонений, то почему  же ребенок зеркалит?

Наиболее точный и правильный ответ – потому что у ребенка дошкольного возраста еще не сформирована зрелая связь между полушариями головного мозга. Для того, чтобы понять о чем речь необходимо обратиться к нейрологии. А именно к межполушарной асимметрии.

Еще со школы нам известен тот факт, что правое и левое полушарие мозга у человека имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности.

От того, какое из полушарий наиболее развито у человека (в силу ли врожденных свойств, в силу ли воспитания), зависит его индивидуальность, особенности его восприятия. 

Специализация полушарий мозга:

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

речь 

словесный слух 

абстрактное (понятия) 

способность к анализу, детализирование 

выстраивание алгоритмов 

оперирование фактами, деталями, символами 

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

интонационная выразительность 

образное слуховое восприятие 

творческие возможности 

интуиция 

способность к адаптации 

Считается, что к моменту рождения правое полушарие мозга ребенка больше по отношению к левому. Утверждается даже, что до 9-10 лет ребенок является существом «правополушарным».

Созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария.

Действительно, для маленьких детей характерна непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер. Существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам, то есть к началу школьного обучения. 

С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Дети, у которых дольше сохраняется правополушарная специализация мозга не так хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова, им тяжело дается таблица умножения, и такие дети часто зеркалят в письме.

Нормальная психическаядеятельность предполагает совместную работу обоих полушарий головного мозга. То есть между полушариями должны сформироваться стойкие нейронные связи, передающие информацию. Это сложный и поэтапный процесс. У дошкольника эти связи еще очень тонкие. Их нельзя перегружать (ранне чтение и письмо, математика), но им можно помочь развиться.  

Таким образом, ребеночек приходит в этот мир изначально “правополушарным”, по мере взросления левое полушарие тоже начинает развиваться, образуя связи с правым полушарием.

Эти связи сначала очень слабые, это сказывается на таких умениях малыша, как письмо, чтение, счет, симметричные движения руками или ногами…

Из-за этих слабых связей многие малышы (если они еще и левши) зеркалят буквы и цыфры в письме. 

Если вы заметили такое у вашего ребенка, не паникуйте. все нормально. Просто постоянно спокойно указывайте на ошибки, просите исправить. Кроме того, помогите развить и укрепить межполушарные связи. Для этого существуют разные упражнения. Делайте их вместе с ребенком по нескольку раз в день. Просто так, или как физкультминутки во время занятия с малышом.

“Уши” 

Цель – энергетизация мозга.

Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину.

Фонарики” 

Цель – развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.

Зеркальное рисование 

На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

Колечко

Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. “Кулак – ребро – ладонь” 

Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки;

б) ладонью левой руки;

в) обеими ладонями одновременно.

При этом меняем темп выполнения, то, убыстряя, то, замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. 

Ухо – нос. 

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Перекрестные движения. 

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

Горизонтальная восьмерка. 

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

“,”author”:”Автор: Анонимный”,”date_published”:”2014-01-01T00:00:00.000Z”,”lead_image_url”:”https://1.bp.blogspot.com/-rs7GvpTup_U/VAtpkcaMI/AAAAAAAAACU/6arcx3Ro8yE/w1200-h630-p-k-no-nu/87b48e763bfd5657da09a6babc1811de.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://schastlivoeroditelstvo.blogspot.com/2014/09/blog-post.html”,”domain”:”schastlivoeroditelstvo.blogspot.com”,”excerpt”:”дети, психология”,”word_count”:770,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://schastlivoeroditelstvo.blogspot.com/2014/09/blog-post.html

Декстрокардия: как жить с сердцем справа?

Зеркальная болезнь у детей

Декстрокардия – врожденная аномалия сердечно-сосудистой системы, разновидность дистопии, при которой сердце частично или полностью смещено вправо и занимает положение, зеркально симметричное нормальному.

Аналогичным образом расположены отделы сердца и все крупные сосуды. В некоторых случаях выявляется зеркальное расположение некоторых или всех внутренних органов. Согласно статистике декстрокардия встречается примерно у 0,01% населения.

Если аномальное расположение не сопровождается другими патологиями, декстрокардия может не проявляться и обнаруживается случайно, при обращениях к врачу по другим поводам.

Смещение сердца вправо может быть и следствием патологических процессов в грудной клетке: ателектаза легких, гидроторакса, опухолевых процессов. При вторичном механическом смещении говорят о патологической декстрапозиции сердца.

Причины

Закладка органов и систем организма происходит в первом триместре беременности. Сердечная трубка формируется на первых неделях развития эмбриона и по невыясненным причинам искривляется вправо.

Наиболее вероятной причиной аномального строения сердечно-сосудистой системы считают мутации генов ZIC3Shh, HAND, Pitxz, ACVR2. Существуют данные об аутосомно-рецессивном типе наследования аномалии.

Факторы риска развития аномалии не выяснены.

Виды

Все случаи декстрокардии подразделяют на три вида:

  • Простая декстрокардия. Крайне редкий вариант, когда зеркально располагается только сердце и магистральные сосуды.
  • Декстрокардия с зеркальным расположением части органов пищеварительной и дыхательной систем.
  • Декстрокардия с полной транспозицией внутренних органов.

Опасность и осложнения

Аномальное расположение сердца при отсутствии сопутствующих патологий не представляет особой опасности для здоровья, не влияет на качество и продолжительность жизни. В таких случаях пациенты часто узнают о своих особенностях случайно, во время медицинского обследования по другому поводу.

Одним из наиболее значимых рисков для пациента с невыявленной и неосложненной декстрокардией и транспозицией органов является врачебная ошибка при постановке диагноза. Диагностика самых распространенных заболеваний внутренних органов затруднена в силу их необычного расположения и редкости подобных клинических случаев.

Сложности возникают при необходимости проведения полостных операций, особенно, если речь идет о необходимости операции по трансплантации асимметричных органов.

Как показывает практика, люди с дистопическим расположением сердца более склонны к заболеваниям органов дыхательной системы и прочим инфекционным заболеваниям.

В большинстве случаев дистопическое расположение сопровождается другими пороками развития, среди которых:

Аномальное расположение сердца может сочетаться с тяжелейшими патологиями развития органа, например, у пациентов обнаруживается двух- или трехкамерное сердце.

Опасность состояния больного зависит от вида сопутствующей патологии и степени ее тяжести. Часть сопутствующих пороков сердца проявляется сразу же, в первые часы жизни (так называемые «синие» пороки), некоторые («белые») могут выявляться позже, в силу бессимптомного течения в раннем возрасте.

Иногда правостороннее расположенное сердце сочетается с другими патологиями органов брюшной и плевральной полостей. Одна из наиболее частых сопутствующих патологий – гетеротаксический синдром. У пациентов с гетеротаксическим синдромом нередко отсутствует селезенка, в некоторых случаев обнаруживается несколько недоразвитых селезенок со значительными нарушениями функций.

В 25% случаев у пациентов с декстрокардией выявляется первичная цилиарная дискинезия (ПЦД) – редкая патология развития ресничного эпителия. Нормально функционирующие реснички влияют на процессы формирования внутренних органов и часто вызывают их транспозицию.

У половины пациентов с ПЦД диагностируется синдром Картагенера-Зиверта, неразрывно связанный с аномальным положением внутренних органов. У таких больных выявляются патологические нарушения анатомического строения верхних дыхательных путей, многочисленные бронхоэктазии.

Реснички на поверхности слизистых оболочек, выполняющие функции активного фильтра, могут отсутствовать полностью. Мужчины с этим заболеванием бесплодны, так как их сперматозоиды лишены жгутиков.

Данная патология всегда сочетается с полной или частичной транспозицией внутренних органов, что косвенным образом подтверждает гипотезу о наследственной природе декстрокардии.

Дистопическое расположение сердца часто встречается у детей с синдромом Патау – трисомией по 13 паре хромосом. Это хромосомное заболевание сопровождается множественными пороками развития, затрагивающими практически все системы органов, пациенты с синдромом Патау крайне редко доживают до школьного возраста.

Симптомы

Неосложненная декстрокардия в сочетании с полной транспозицией внутренних органов обычно не проявляется никаким образом и совершенно не беспокоит пациента. Такие случаи сравнительно редки, гораздо чаще декстрокардия сопровождается другими патологиями, которые могут проявииться как с первых секунд, так и в течение нескольких лет жизни.

Характерных внешних симптомов, вызванных дистопией сердца нет, но на него косвенно могут указывать:

  • Желтушное окрашивание кожи и склер с момента рождения;
  • Затруднения дыхания;
  • Цианоз или бледность кожных покровов;
  • Нарушения сердечного ритма.

У детей более старшего возраста помимо перечисленных симптомов могут наблюдаться:

  • Повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям легких и верхних дыхательных путей;
  • Повышенная утомляемость, мышечная слабость;
  • Отставание физического развития.

Когда обращаться к врачу

Осложненная декстрокардия выявляется еще в младенчестве и ребенка сразу ставят на диспансерный учет у кардиолога. При выявлении неосложненной декстрокардии в более старшем и зрелом возрасте поступают аналогичным образом.

Пациенту следует регулярно проходить профилактические осмотры у соответствующего специалиста.

Диагностика

Подозрение на декстрокардию может возникать при обычном внешнем осмотре. Верхушечный толчок сердца при пальпации обнаруживается справа, перкуссия показывает смещение сердечной тупости, при аускультации выявляется необычная локация сердечных тонов.

Для подтверждения диагноза могут потребоваться дополнительные инструментальные исследования:

  • Рентгенологичекое обследование;
  • УЗИ сердца и сосудов;
  • Электрокардиография;
  • Магнитно-резонансная томография;
  • Компьютерная томография.
  • Ангиография и катетеризация сердца.

Выбор методов обследования зависит от вида и степени тяжести сопутствующих патологий.

Поскольку электрическая ось сердца при декстрокардии располагается зеркально относительно нормы, кривая ЭКГ выглядит зеркальным отражением нормальной. Электрокардиография является обязательным видом обследования при подозрении на любые нарушения со стороны сердца для дифференциальной диагностики врожденных и приобретенных патологий сердечно-сосудистой системы.

Лечение

При диагнозе «декстрокардия сердца», не осложненном сопутствующими болезнями и никаким образом не влияющем на общее состояние здоровья, лечения не требует.

Тактика лечения при наличии сопутствующих патологий направленная на их устранение и разрабатывается в зависимости от степени тяжести состояния пациента. Нередко единственно возможным способом облегчения состояния и спасения жизни пациента является хирургическое вмешательство.

При подготовке к операции проводится консервативное лечение для стабилизации состояния пациента. В рамках поддерживающей терапии назначают:

  • Диуретики;
  • Гипотензивные препараты;
  • Препараты, поддерживающие сердечную мышцу.

Практически всегда пациентам назначается длительное лечение антибиотиками и лекарственные средства из группы пробиотиков для профилактики нарушений микрофлоры кишечника.

Общая схема может быть дополнена другими лекарственными средствами в зависимости от особенностей течения заболевания.

Прогноз и профилактика

При отсутствии сопутствующих заболеваний угрозы для здоровья и жизни пациента нет. Наличие осложнений со стороны других внутренних органов повышает риск развития сердечной недостаточности, острых инфекционных заболеваний, мужского бесплодия, мальторации кишечника.

В тяжелых случаях, сопровождающихся множественными врожденными патологиями, смертность пациентов в течение первого года жизни может превышать 90% (синдром Патау).

Действенных мер профилактики декстрокардии нет. В силу вероятно наследственного характера аномалии, супружеским парам у которых есть доказанные случаи декстрокардии среди родственников следует особенно тщательно следить за своим здоровьем в период планирования беременности. К общим рекомендациям относится соблюдение принципов здорового образа жизни.

Источник: https://oserdce.com/serdce/poroki/vrozhdennye/dekstrokardiya.html

Ученые объяснили редчайшую аномалию внутренних органов у людей

Зеркальная болезнь у детей

МОСКВА, 29 окт— РИА Новости, Татьяна Пичугина. При обследовании 52-летнего гражданина Индии, поступившего в больницу с пневмонией, врачи выявили редкую аномалию — зеркальное расположение внутренних органов, сопровождавшее синдром Зиверта-Картагенера, сообщает агентство ANI. Это результат врожденного сбоя в работе крошечных клеточных ресничек.

Цилии знают, где лево и право

Внешне человеческое тело симметрично: у нас по две руки, две ноги, пара глаз и ушей, разделенных условной вертикальной осью симметрии. Внутри, однако, это правило нарушается.

Сердце — одно и расположено слева, печень, желчный пузырь, селезенка, поджелудочная железа тоже в единственном экземпляре — справа от желудка.

Почек пара, как и легких, но у правого легкого имеется горизонтальная борозда, а у левого — нет.

Асимметрия внутренних органов закладывается на ранней стадии развития эмбриона, когда ключевую роль играют цилии — микроскопические реснички на поверхности почти каждого типа клеток. Они чувствительны к химическим сигналам: гормонам, факторам роста. У одной клетки — одна цилия.

Если цилии не работают как следует, возникают тяжелые патологии. Одна из них — синдром Зиверта-Картагенера, при котором человек испытывает проблемы с носоглоткой, дыханием. У четверти таких пациентов выявляют зеркальное расположение внутренних органов, или situs inversus.

Об этом феномене знали уже в середине XVII века, а научное описание дали в 1904 году российский врач Александр фон Зиверт и через три десятка лет — швейцарец Манес Картагенер. Это наследственное генетическое заболевание встречается у одного из 22 тысяч новорожденных. Хотя многие случаи, как предполагают исследователи из Мельбурна (Австралия), могут быть неизвестны.

Они приводят историю девятилетней девочки, которую привезли в Королевский детский госпиталь. Ребенок поперхнулся куском сырой моркови, зашелся в кашле на несколько минут. Приступы кашля не проходили, и ее решили показать врачам. На рентгене обнаружили воспаление в левом легком, затемнение левых бронхов, а также полное зеркальное расположение внутренних органов.

Дополнительный тест показал, что у пациентки — синдром Зиверта-Картагенера. Выяснилось, что она родилась здоровой, но на вторые сутки у нее начались выделения из носа, потребовалось лечение, девочка страдала отитами и приступами кашля, поэтому ей поставили диагноз “астма”.

Прудовики помогают найти гены

Situs inversus встречается с равной частотой у мужчин и женщин, его находят у лошадей, свиней, кошек и собак, рыб, грызунов. Точные причины неизвестны, хотя механизм в общих чертах установлен. Выявлены два десятка генов, отвечающих за лево-правую асимметрию внутренних органов при развитии эмбриона.

Например, в мае этого года ученые из Токийского исследовательского университета сообщили, что нашли ген, определяющий формирование лево-правой асимметрии у моллюсков вида обыкновенных прудовиков (Lymnaea stagnalis).

С помощью генного редактора CRISPR–Cas9 ученые вывели линию улиток с отключенным геном Lsdia1. Этот участок ДНК регулирует внутреннюю программу клеток.

Прудовики-нокауты дали потомство с очень редким дефектом: раковины у них были закручены против часовой стрелки. Авторы работы полагают, что это поможет лучше понять причины полного зеркального расположения внутренних органов у людей.

История Роуз

Situs inversus повышает риск болезней сердца, но далеко не всегда ведет к тяжелым последствиям и снижению качества жизни. Яркий пример — история, которую обнародовали в апреле этого года ученые Медицинской университетской школы штата Орегон (США).

Американка Роуз Мари Бентли скончалась в октябре 2017 года, и родные завещали ее тело местному вузу. Студенты, препарировавшие труп, сильно удивились: внутренние органы были расположены зеркально.

Сердце находилось там, где положено, слева, однако сосуды были закручены вокруг него иначе. Это еще более редкий феномен. Если такое случается, плод развивается неправильно, у младенца рано возникают проблемы с сердцем. В среднем выживает один ребенок на 50 миллионов при такой аномалии, говорится в университетском пресс-релизе.

Почему выжила Роуз Мари Бентли, остается загадкой. О своем состоянии она, вероятно, знала. По словам родственников, ей удаляли аппендицит, матку и селезенку. Скорее всего, хирург говорил об аномальном расположении органов, но вряд ли ее это беспокоило. Женщина была большую часть жизни физически здорова и умерла в 99 лет.

Источник: https://ria.ru/20191029/1560323251.html

УмныйКардиолог
Добавить комментарий